КИТАЙ
Родина чая — Китай. Первые легенды о полезных свойствах чая относятся ко времени правления китайского императора Шен Нуна, который был вторым императором Поднебесной, известным также как Божественный целитель. Правил он в 2737-2697 гг. до н.э. (по некоторым данным, в 3700 г. до н. э.).
Согласно легенде, Шен Нун имел особый дар распознавать свойства тех или иных растений, дал людям просо, лекарственные растения и научил пахать землю. Однажды, спускаясь с гор, император захотел пить, и в чашку к нему с дерева упал листок, он попробовал этот листок и почувствовал бодрость. Вначале чай и использовался как лекарственное растение, в первую очередь, как противоядие.
Первое письменное упоминание о чае как продукте потребления относится к 770 г. до н.э. О нем пишет Чжон-Гун в своей книге «Эрья».
По одной из легенд, в 519 или 543 г. до н.э. с запада в Китай пришел рыжебородый варвар (он же Боддхисаттва), сел напротив стены и стал медитировать. В какой-то момент он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвал свои ресницы и бросил их на землю. Вот из этих-то ресниц и вырос чайный куст.
Буддийские монахи заваривали листья чая и пили на-стой во время многочасовых медитаций.
Примечательное событие в истории чая произошло В 300-400 гг. н.э. Для приготовления напитка стали преимущественно использовать молодые листья — «ча», откуда и пошло название чая.
Уже тогда были зафиксированы первые попытки культивирования чая. Чаще всего чай использовался как лекарство или как ритуальный напиток буддийских и даоистских монахов, а также применялся как пищевой напиток. В те времена был принят следующий способ приготовления: чайные листья сминались в своеобразные лепешки, которые слегка поджаривались (кроме этого, лепешки часто сушили в виде плиток или кирпичиков). После этого лепешку (или ее часть) клали в керамический горшок и заливали кипятком, после этого добавляли соль, лук, специи, имбирь. Получался своего рода чайный суп, рецепт которого в зависимости от региона мог быть довольно разным.
В конце V в. упоминается о фактах обмена чая на северной и западной границах Китая. Чай начал свое движение по Шелковому пути, распространяясь в Монголии, на Тибете.
Во времена династии Тан (618-906 гг.) особой популярностью пользовался порошковый чай. Приготовление и питье подобного чая становится модным занятием у знати и аристократов. В воду для чая добавляли соль, поэтому вкус напитка существенно отличался от традиционного современного чая. Начинается оживленная чайная торговля по Шелковому Пути с Индией, Турцией и регионами нынешней Средней Азии.
В 780 г. китайский поэт Лу Ю написал книгу о чае, получившую чрезвычайную популярность. В книге впервые были описаны сорта чая, его выращивание и приготовление, ритуал чаепития. В этом же году был введен первый налог на чай.
Во времена правления династии Сун (960-1280 гг.) чай из аристократического напитка становится массовым, его пьют и выращивают повсеместно, и из рецептов его приготовления исключается соль. К этому же времени относится расцвет глиняной керамики. Темные толстостенные глиняные чашки, покрытые темно-си¬ней (зеленой), черной и коричневой глазурью, красиво контрастировали с яркой пеной взбитого порошка зеленого чая.
Во времена правления Ху Цзуна (1101-1125 гг.) в несколько раз увеличилось производство чая, и процветала чайная торговля. Большой любитель чая и покровитель чайного производства император Ху Цзун впервые стал устраивать чайные турниры, на которых участникам предлагалось распознать и оценить различные сорта чая.
В ХП1-Х1У вв. во времена династии Юань территория Китая более чем на 100 лет находится под татаро-монгольским игом. Были уничтожены чайные плантации, массовая культура чая утрачивается. Интересно, что Марко Поло во время своего путешествия в Китай даже не попробовал чая.
Возрождение чайной культуры, своеобразный чайный ренессанс наступает во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Чай заваривают новым способом — в кипяток опускаются целые листья. Приготовление порошкового чая становится непопулярно, искусство его заваривания постепенно утрачивается.
Появляется и становится модной керамика из Исина (Юйсина) — тонкостенные чашки и заварники из белого фарфора или из светлой глины. В это же время появились и стали популярными заварочные чайники.
Дальнейшее развитие искусство чаепития получает в эпоху правления династии Цин (1644-1911 гг.). Обилие сортов чая и способов пития, чайные церемонии, приобретающие характер культовых обрядов, тончайший китайский фарфор — все это вековые традиции, массовая культура Китая.
Императору Цянь Луну, страстному поклоннику чая, принадлежит фраза: «Государь даже один день не может обойтись без чая». И с ним согласится каждый любитель чая.
В это время в Китае начинает работать Императорское чайное управление, которое держит под жестким контролем производство и торговлю чаем