
Пожалуй, такой «горячей» зимы, как эта, в истории Украинской православной церкви не было уже давно. Разве что, ровно 20 лет назад, когда в ней произошел раскол – после Харьковского собора, избравшего главой УПЦ митр. Владимира (Сабодана). С последующим объединением части священнослужителей и приходов вокруг снятого с должности экс-предстоятеля, митр. Филарета (Денисенко). Который, впрочем, довольно скоро «пошел на повышение», став целым «патриархом Всея Украины-Руси» – о признании чего, правда, ни лидеры канонических православных церквей мира, ни сама «Русь», ни даже отдельно взятая вся Украина пока не сообщали.
Так или иначе, но после происшедших в УПЦ двух Синодов, 26 января и 21 февраля, ситуация в церковном управлении достаточно серьезно изменилась. После первого из них, отставившего «правую руку» митр. Владимира, архиепископа Александра (Драбинко) от управлению Киевской епархией (а, заодно, от контроля за финансовыми потоками при строительстве крупнейшего в Украине кафедрального собора в Киеве) еще сохранялась какая-то интрига. Вроде домыслов о том, что «вот выздоровеет предстоятель – ужо покажет «кузькину мать» всем «узурпаторам», вроде объединившихся митрополитов Агафангела Одесского, Иллариона Донецкого и Павла Вышгородского.
Однако, шли недели – а никаких реальных шагов от болеющего Владыки предпринято не было. То есть, они были – но так и не увенчались успехом. Возможно потому, что никто в церкви доподлинно не знал – исходят ли они от самого их лидера, или его «личного секретаря», монополизировавшего как «доступ к телу» своего шефа, так и исходящие от него бумаги. Соответственно, ширились слухи о том, что именно арх. Александр (Драбинко) и создает грозные циркуляры об отнимании церковной печати от первенствующего члена Синода митр. Агафангела (последний ее так и не отдал в Киев), и о запрете на созыв внеочередного заседания Синода 21 февраля.
Дополнительную почву этим слухам добавили и события вокруг означенного февральского Синода. Собравшиеся в столицу архиереи перво-наперво наведались в больницу к митр. Владимиру – где и получили благословение на дальнейшую работу. Можно, конечно, сослаться на то, что под этим не подразумевалось проведение Синода – но это довольно несерьезно. О чем, о чем – но о цели приезда в Киев высшего священноначалия действующему предстоятелю наверняка бы сообщили. И, если бы он очень хотел воспрепятствовать проведению Синода – о каком-то «благословении», даже самого общего характера, речь бы не шла. Тем более, что и после самого заседания комментарии Владыки Владимира носили подчеркнуто нейтральный оттенок. Хотя и с выражением «особого мнения» - но никак не характера властного «вето».