Громкие премьеры АвтоВАЗа на Московском международном автосалоне (эффектный концепт-кар Lada XRAY и новая Kalina) едва не затмили скромный дебют El Lada. Между тем, эта модель может стать для Волжского автозавода столь не менее эпохальной, чем легендарная копейка.
Работы по созданию собственного авто на электротяге на ВАЗе впервые начали вести еще в 70-е годы. Тольяттинские инженеры создали целый ряд опытных образцов электромобилей, некоторые из которых признавались весьма перспективными. Были и электрические версии «Оки», которые участвовали (и побеждали!) в разного рода зарубежных эко-ралли.
Однако дальше прототипов дело до недавнего времени не продвигалось. Первым электромобилем, который будет выпускаться на мощностях АвтоВАЗа пусть малой, но все же серией, станет именно El Lada.
Впервые Эл Лада была представлена осенью прошлого года в Москве, на выставке «РоснанотехЭкспо». Тогда она представляла собой лишь опытный образец, который, однако, создавался с расчетом на серийное производство. Сразу после презентации машина отправилась на ходовые испытания в Ставропольский край, которые, надо полагать, прошли успешно. Поскольку именно администрация Ставрополья стала первым покупателем целой партии Лады на электротяге.
Соответствующее соглашение было подписано на ММАС-2012, в рамках официальной презентации «товарной» версии El Lada. В соответствии с ним, АвтоВАЗ в течение ближайших двух лет поставит в Ставрополье 100 «Эл Лад», которые будут использоваться в качестве такси.
Первый серийный отечественный электромобиль построен на основе серийной Kalina с кузовом универсал. Под капотом вместо традиционного ДВС стоит электрическая силовая установка, собирающаяся практически полностью из импортных комплектующих.
Асинхронный электромотор мощностью 60 кВт (около 82 л. с.), блок управления им, электроотопитель, блок DC/DC (аналог генератора) поставляются швейцарской компанией MES. Аккумуляторы приходят из Китая. Зарядное устройство – также швейцарское, от известного производителя подобного оборудования, компании Brusa. Из оригинальных, вазовских компонентов электропривода – только редуктор и приводы колес.
Аккумулятор энергоемкостью 23 кВт/час, выдерживающий 3 000 циклов заряда/разряда, обеспечивает «Эл Ладе» пробег на одной зарядке в 150 км. По нынешним временам, это – средний результат. Nissan Leaf, например, «пробегает» на одной «заправке» 175 км, при том, что мощность двигателя у Ниссана выше: 80 кВт. При этом время, необходимое для полного заряда аккумулятора от обычной бытовой сети – те же 8 часов.
Собственно, невысокая автономность хода, которая к тому же ощутимо падает в холодное время года с падением эффективности аккумулятора – одно из главных препятствий на пути широкого распространения электромобилей в России. Если же добавить к этому их высокую цену (El Lada, например, стоит «в рознице» 1 250 000 рублей), то перспективы массовой «электромобилизации» в нашей стране станут выглядеть и вовсе туманными.
Впрочем, в курортных зонах южных регионов России в качестве такси, служебного или корпоративного транспорта El Lada вполне может прийтись ко двору. Если местные власти озаботятся не только экологией (забота об окружающей среде названа правительством Ставрополья одним из аргументов в пользу закупки партии «Эл Лад»), но и созданием необходимой инфраструктуры…